Стоит помогать бывшим клиентам?
Всем привет! На днях написал бывший клиент, и попросил бесплатно исправить пару вещей в написанном мною коде. Мне не сложно, так как оплата была щедрая и клиент адекватный, но вот пункты которые нужно исправить или переделать все добавляются и добавляются… Более опытные работяги подскажите взаимодействие с бывшими клиентами это хороший тон с моей стороны, или же меня просто используют и хотят сесть на шею? Спасибо.
Договориться на берегу
Когда вы обсуждаете проект с клиентом, важно обсудить период и обьём бесплатной поддержки. Я даю несколько часов поддержки в течение 2 недель после завершения проекта.
Важно донести клиенту, что бесконечной поддержки нет. Идеальный проект не сделать и можно допиливать сделанное бесконечно. У моего сайта-портфолио уже 13 версия пошла, и это не кончится.
Если оплата была щедрой — это хорошо. Но это та цена, на которую вы договорились. Если в работу не входили бесконечные правки на протяжении 3 лет — вы не обязаны их делать. Вы об этом не договаривались. Спасибо за щедрую оплату, но это не ни к чему не обязывает.
Можно спокойно сказать клиенту, что период бесплатных правок закончился. Вы можете внести правки, но это будет стоить столько-то.
Адекватный клиент воспримет это нормально, вы уже выполнили основную работу. На бесплатные правки вы не договаривались. Он заплатит, если для него это важно.
Если клиент неадекватный, начнет истерить, манипулировать, угрожать. С таким мы не работаем и добавляем его в архив. Вы не обязаны плясать под чужую дудку, если это не было прописано или проговорено в начале проекта.
Угрозы, манипуляции
Мне за 340 проектов угрожали полицией, братками, угробленной репутацией. Все эти угрозы закончились пшиком.
Потому что даже подать в суд это такой головняк, на который надо потратить много денег и если ваш проект не за 500к рублей сделан, в суд мало кто пойдет.
А правка-то нужная!
По поводу правок есть тонкий нюанс: они могут быть адекватные и нужные. Тебе присылают правку, ты на неё смотришь и такой: «Ну да, вот она реально нужна проекту. Сделано не очень, можно лучше». Но это ни о чем не говорит. Вот контракт или устная договоренность, вот сроки, вот обьём работ. Я выполнил, вы пряняли. Все.
Дальше это уже разговор и новые итерации для улучшений продукта. Я на свои старые работы смотрю и такой: «господи боже, что за говно я сделал, тут все переделать надо». Но это не значит, что если клиент сейчас придет и скажет: «Дань, а твоя работа-то, говно». Я с ним даже соглашусь, но улучшение будет стоить столько-то, оплата сюда.
Болото, которое надо обойти
Если вовремя не тормознуть клиента, он сядет вам на шею и будете штатным сотрудником этого проекта бесплатно. А чем дальше ты в это залезаешь, тем больше неловкости появляется и растет злоба. Когда-нибудь рванет и тогда сотрудничество будет завершено на негативе 100%.
А если вовремя сказать, что это денег стоит, это спасет отношения.
Пример из опыта
Клиент после проекта написал список из 45 правок. Я смотрю и думаю: «Ну ты прикалываешься наверное, тут работы ещё дня на три». Причем правки а-ля увеличить шрифт на 1px — бесполезные для бизнеса.
Я ему говорю, мол, окей, правки сделаю, будет стоить 40 тысяч рублей.
Он такой: «А, понял, тогда посчитай первые три».
Понимаешь, 42 правки оказались просто хотелкой, потому что когда встал вопрос оплаты, они стали резко ненужными. Значит реально важные для его бизнеса правки — первые три. Остальные это так, побаловаться, покрутить.